(«Британский дневник» -- окончаниее)
18 августа 2009 г.
Официальный тренировочный день для участников соревнований. Отлетали по одному полету.
Течь масла на нашем самолете удалось устранить. Были не затянуты болты среднего и заднего картера.
Вот на другом самолет произошёл отказ радиосвязи. Надо отдать должное сборщикам самолета, которые ухитрились соединить контакты «папа» с «папой» и при этом радиосвязь работала несколько лет. Хорошо, что у нас есть такой летчик – Олег Шполянский, который сумел разобраться в этой замысловатой схеме, но долго был в шоке от увиденного…
Сегодня было опасное сближение самолетов, в пилотажном квадрате, из-за неточного выдерживания времени тренировочного полета. Очередной пилот взлетел в свое время, а предыдущий не освободил зону. Тренер не смог помочь своему пилоту из-за отсутствия резервной радиостанции, которая, просто необходима во время полетов, при использовании двух частот. Хорошо, что пилоты во время увидели друг друга…
Сильверстоун – это гоночная трасса огромной площади, в центре которой находится полоса длиной 800 метров. Половина квадрата разбита межу строениями, трибунами и многочисленными трассами, проходящими под различными углами к осевым линиям. Вокруг трассы поля неопределенной формы, ориентиров на горизонте нет. Ориентировка очень сложная. Оси квадрата непривычно оранжевого цвета и углы значительно больше осевых линий.
Что на аэродроме, что в гостинице 10 дней будем находиться в чистом поле.
19 августа 2009 г.
Официальный тренировочный день для тех команд, которые не отлетали вчера.
У нас был выходной. Посетили очень красивый, старый, студенческий город Оксфорд, но посмотреть всё не удалось – мало времени. Спросили у молодого человека: «Где университет?..». Он ответил: «Весь город – это и есть университет…».
В 17-00 состоялся первый брифинг, на котором представили судейскую коллегию, жюри организаторов соревнования. Уточнили правила полетов на данном аэродроме и провели жеребьевку. У меня 21 номер.
В 20-15 состоялось открытие соревнований в банкетном зале гостиницы. Командного построения не было. Все участники заняли места за круглыми столами. Вечер открыли барабанщики в старинных национальных костюмах. Их сменил небольшой оркестр. Музыканты продемонстрировали виртуозную игру на скрипках и национальных инструментах.
Перед выступлением официальных лиц, почтили память минутой молчания покинувшей нас Светланы Федоренко.
В конце вечера подняли флаг «FAI» и Великобритании, проиграл гимн – и все разошлись.
20 августа 2009 г.
Опять английская погода...
Низкая облачность, дождь, ветер у земли свыше 15 м/сек, на высоте 500 метров - 25-34 м/сек. В 16-00 дали отбой полетам. Настраиваемся на завтрашний соревновательный день.
Кстати, всю информацию по количеству участников, а также результаты публикуются на сайте - http://www.wac2009admin.com
Кроме того, результаты можно смотреть напрямую – http://www.civa-results.com
21 августа 2009 г.
С утра полетов не было – задержка по погоде. Плохо летать в первой двадцатке - погоды нет, а спортсмен должен находиться на старте в полной готовности. На аэродроме холодно и сыро, нормально не отдохнуть. Те, кто летает позже, остаются в гостинице. Обед с 12-00 до 14-00 на аэродроме. В 12-00 связались с ребятами – погоды нет, идет дождь. Многие поехали обедать на аэродром, мы с Виктором Чмалем остались обедать в гостинице и попросили ребят из команды позвонить, если вдруг облачность поднимется и появится шанс начать полеты.
Через час облачность начала подниматься, забеспокоились. Но никто не звонит и, самое главное, не отвечает на наши звонки. Около 15 часов поднял трубку Анатолий Белов и сказал, что уже летает десятый спортсмен, ребята закрутились и забыли позвонить. Мы, естественно, установив мировой рекорд по скорости сборов, взмыленные приезжаем на аэродром. Слава Богу! – успели, приехали к 14-у вылету, мой номер 21-й. Да уж… «на друзей надейся, а сам не плошай!..».
Организация полетов просто отличная. Следующий пилот взлетает еще до посадки предыдущего. Сегодня с 14-00 до 19-00 отлетали 24 человека и два разогревающих пилота. Всего участников 62 из 18 стран – это заметно больше, чем в предыдущие несколько лет. Женщин восемь: по 2 от России и Франции; 3 от США; и 1 из Германии, – этого хватает на отдельный женский зачет.
Трагедии со Светой Федоренко, Игорем Ткаченко и Антоном сильно выбили из колеи. Нервы натянуты, как струна. Душа не поет, а, значит, нет шарма и нет полета, работа – на автомате.
Завтра продолжим квалификационный комплекс, отлетавшие – отдыхают.
22 августа 2009 г.
Сегодня опять трагедия. Разбилась Вики Круз – американская спортсменка, талантливый и очень опытный пилот. Она выполняла квалификационный комплекс. Пятая фигура сапог от себя, на вертикали вниз положительная штопорная бочка с четвертью. Самолет не вышел из вращения. Причина не ясна. Сейчас работает комиссия по расследованию авиационных происшествий.
Завтра в 10-00 состоится брифинг, на котором организаторами совместно с менеджерами команд будет принято решение о продолжении или остановке соревнований.
Выражаю глубочайшие соболезнования родным, близким Вики и всей американской команде.
Потеря такого прекрасного человека, такого талантливого пилота – это огромное горе для всех нас. Я всегда уважала Вики за её оптимизм и настойчивость, за её отличные качества как пилота и как замечательного человека. Больно. Наш спорт теряет лучших из лучших. Близкие теряют своих жен, матерей, подруг. Это очень несправедливо.
Скорблю вместе с вами.
23 августа 2009 г.
Принято решение продолжать Чемпионат. Завтра «долётываем» квалификационную программу. Сроки ЧМ сжались, так как после авиакатастрофы руководители гоночной трассы, в целях безопасности, приняли решение не совмещать два мероприятия: авиационные и автомобильные соревнования, поэтому в среду и в четверг у нас нелётные дни.
Хотелось бы отметить, что за всю историю проведения ЧМ, а это более 50 лет, не было не одной авиационной катастрофы...
24 августа 2009 г.
Соревнования продолжаются, но погода опять вносит свои коррективы. Квалификационную программу закончить не удалось. Остановились на 44-м участнике. В нашей команде не отлетало три человека.
Завтра, по уже привычному для нас графику: с 6-30 – завтрак, в 8-00 – брифинг, с 9-00 до 13-00 – полеты, с 13-00 до 14-00 – обед, с 14-00 до 20-00 – продолжение полетов, с – 19-30 ужин.
25 августа 2009 г.
Закончили квалификационный комплекс. К вечеру начали первое упражнение – произвольную программу. По правилам ЧМ, – по результатам предыдущей программы, участники делятся на три подгруппы, в каждой из которых, проходит своя компьютерная жеребьевка. И следующее упражнение начинают «отлетывать» со слабой подгруппы, затем – средняя и, – соответственно, – сильная.
Жюри приняло решение продолжать чемпионат с сильной подгруппы. Первым летал Олег Шполянский. Всего отлетало 11 участников. Остальные будут летать в четверг после обеда. Руководство гоночной трассы все же пошло на некоторые уступки и разрешило полеты по окончанию соревнований по автогонкам.
Вечером, во время ужина, прошла жеребьевка – и были даны фигуры для неизвестной программы. Нам достался 10-й номер, все сложные и штопорные вращения были выбраны, – фигура была придумана на ходу, она и для нас оказалась наполовину темная - всего не предусмотреть…
26 августа 2009 г.
Выходной день. Каждый проводит время по своему графику. Кто-то съездил в Лондон, кто-то в Авиамузей, но большинство – на «экскурсию» по магазинам, этот вид развлечения присущ всем командам.
В 18-00, на аэродроме, спонсор соревнований «Мазда моторс» и Британская аэроботическая ассоциация пригласили на «Английский вечер». Была предложена «типичная английская еда» сосиски, толченый картофель, гороховая каша и луковая подлива. А также, для желающих, легкие спиртные напитки: пиво, вино, эль, – за умеренную плату от 2 до 5 английских фунтов (1 англ. Фунт = 53 рублям).
27 августа 2009 г.
Погода не помешала начать полеты в назначенное время, в 14-00. Ветер на пределе допустимого. Однако, отлетать всем не удалось. Завтра с утра «долетываем» – произвольную программу, после обеда начинаем неизвестную.
За два дня, жюри так и не приняло «темный» комплекс. Долго думали, а потом пошли протесты в связи с некорректностью комплексов по высоте и по месту, а еще каждая команда хочет получить программу более выгодную для своего самолета. Это сильно затруднило и уменьшило время на подготовку.
Окончательный вариант был принят в 1-15 ночи и подсунут под дверь каждому участнику и в очередной раз с ошибкой.
28 августа 2009 г.
С утра опять – нет погоды. После обеда все же, долетали произвольную программу и начали «темный» комплекс. Первый номер – достался мне... Отлетали всего 4 человека.
Программа сложная, ветер сильный. На соревнованиях допустимый ветер – 12 м/сек, нам дают – 11,5 м/сек, но он – гораздо сильнее… Удержаться в квадрате – нереально. Оценить комплекс по двум разогревающим пилотам не удалось – они наделали столько ошибок и прерываний, что даже судьи не стали разбирать их "баранки". Летать пришлось воистину «втемную»!.. Своим полетом не удовлетворена, но было очень приятно, когда спортсмены и тренеры многих команд, а также судьи с восхищением поздравляли меня с очень хорошим полетом. Возможно, я к себе слишком придираюсь... особенно если сравнивать еще с тремя отлетавшими, в том числе и Олегом Шполянским, которые нахватали кучу баранок.
В 21-00 – на брифинге, организаторы официально объявили, что «ЧМ по классике» закрыт и в зачет будут включены два разыгранных упражнения: квалификационная и произвольная программы. Видать кто-то сильно испугался темненького комплекса…
29 августа 2009 г.
Отлетали фристайл. Это упражнение не идет в зачет. В нем принимают участие по одному лётчику от страны, из полных команд по два человека, а также могут летать пилоты, не принимавшие участие в самом чемпионате мира, но заранее заявившиеся на участие во фристайле.
Участниками вне команды были Юргис Кайрис (Литва), Рамон Алонсо (Испания) и Эрик Вазелине (француз, но выступал за Англию). Полет Юргиса, – на мой взгляд, был самым технически сложным, артистичным и очень эффектным для зрителей. Но большинство судей, отдали высшие баллы Рено Экалю (Франция), видимо, просто по инерции.
После фристайла было небольшое авиа-шоу и церемония награждения.
Как было сказано ранее - в зачет вошли два полета: квалификационный комплекс и произвольная программа. По программе «Q» – у меня не очень хороший результат, а по произвольной – 2-е место, в общем, с мужчинами, зачете, то есть – женское 1-е место.
Компьютерная система подсчета результатов до последнего участника меняла местами 1-е и 2-е место, в результате по сумме двух упражнений имею серебро.
Уже много лет, родные, близкие, друзья и болельщики определили для меня очень высокую планку – Абсолютная Чемпионка... все, что ниже – это проигрыш. Возможно, я к себе слишком строга. Сложно завоевать победу, но гораздо сложнее ее удержать, а тем более, – на протяжении нескольких лет подряд.
Когда окончание ЧМ было объявлено, ко мне многие подошли с поздравлениями, при этом сочувственно пожимая плечами и радостно сообщая: «Ты все равно лучшая!!!». А слова англичанина, тем более, заставили задуматься: «Я более 20 лет, принимаю участие в «ЧМ» и все это время – мечтаю получить хоть одну медаль. И таких как я, здесь большинство!.. А тебе, первым местом, иногда, но надо делиться…».
В командном зачете, на первом месте – Франция, на втором – Россия, на третьем – США. На прошлом ЧМ в 2008 году картина была такая же – Франция – нас обошла…
Мы сдаем позиции. Я строга не только к себе. На этом ЧМ у мужской сборной нет не одной золотой медали.
В квалификационном полете, бронза – у Александра Кротова. По произвольной программе серебро – у Михаила Мамистова и бронза – у Олега Шполянского.
В многоборье, 1-е место – Renaud Ecalle (Франция), 2-е – Михаил Мамистов и 3-е – Francois Le Vot (Франция).
Да, французы действительно были сильнее. Основная причина этому - маленький налет на подготовку к ЧМ у нашей сборной. Уже несколько лет подряд мы имеем не более 20-30 часов в год, а французы не менее 80-ти, у Рено - налёт под 200 часов...
Мы летаем не благодаря, а вопреки...
Вопреки нехватке самолетов – вся команда тренируется на двух бортах.
Вопреки непростительно малому тренировочному налету.
Вопреки тому, что эти 20 часов «налетываются» не в оптимальном для спортсменов режиме, а в состоянии цейтнота, последние недели перед соревнованиями, когда все-таки, выделяется бензин.
И самое главное – наши самолеты уже устарели по техническим характеристикам.
Среди женщин мы поделили медали с Еленой Климович. По «Q» у нее – 1-е место, у меня – 2-е; по произвольному, у меня – 1-е, у Лены – 2-е. По сумме двух упражнений: на 1-м месте – Лена, на 2-м - я, на третьем – Kathel Boulanger (Франция).
Елена шла к этой победе почти 30 лет. Она её заслужила, пусть и в таком «усеченном» в два раза чемпионате (мы не разыграли два темных комплекса!).
Обескураживает только ее отношение к партнерам по команде. Публичные проявления этого ставят в тупик даже иностранных спортсменов.
На прошлом чемпионате мира (2007 г.) я была первой, а она второй. На процедуре награждения во всех видах спорта у призеров принято поздравлять своих коллег, занявших другие ступеньки пьедестала. Ведь рядом не враги, а достойные соперники, и это проявление большого уважения спортсменов высокого уровня друг к другу.
В тот раз я, как обычно, пожала руку и поздравила француженку, занявшую 3-е место. Потом подхожу к Лене, стоящей на второй ступеньке, поздравляю, протягиваю руку, а она демонстративно отворачивается и сцепляет руки за спиной...
В этом году на награждении ситуация повторилась, но в другой вариации. Мы с француженкой уже стоим на пьедестале, поздравив друг друга. Вызывают Лену, она быстрым шагом проносится мимо меня и подходит к Катель, горячо поздравляет и даже целует, что ей, не свойственно, а потом, так же, демонстративно не глядя в мою сторону, быстро становится на свою ступеньку.
Для меня личные отношения не имеют значения, но там, на пьедестале, мы являемся представителями Великого Российского Государства. «За Державу обидно...».
Тяжелая эмоциональная атмосфера в нашей команде, сложившаяся в последние 10 лет, ни для кого уже не секрет. Моральный прессинг руководства команды (в лице тренера) вынудил сильнейших спортсменок покинуть сборную, ушли – Светлана Федоренко, Светлана Лупанова, Лариса Радостева, Елена Новичкова и Алла Чекалова. В результате, мы не можем выставить женскую команду – для этого нужно заявить минимум трех спортсменок, а в сборной только две.
Именно сейчас, когда мы скорбим по ушедшим друзьям, когда в стране малая и спортивная авиация в полном развале, команда должна быть сплоченной, как никогда. Спорт – игра, а жизнь и смерть – под Богом...
Уважать друг друга надо при жизни – а не после смерти!..
30 августа 2009 г.
Чемпионат закончился.
Ребята остались разбирать самолеты и готовить их к отправке, я полетела домой.
Всю дорогу проплакала, но боль от потери друзей легче не стала...
***
Спасибо всем за поддержку, за теплые слова, за надежды и уверенность во мне! Ваши пожелания всегда вовремя были – всегда воодушевляли!
И особо хочу выразить благодарность нашим судьям! Невзирая на непогоду, на напряженный график, судьи всегда находились на своих позициях, всегда были в работе.
В том числе, входившие в судейскую коллегию чемпионата Владимир Котельников и Михаил Безденежных.
Британский дневник СВЕТЛАНЫ КАПАНИНОЙ